Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики официальный сайт

Территориальный фонд
обязательного медицинского
страхования
Удмуртской Республики

Главная arrow Архив новостей arrow 04.03.2010 На Коллегии Министерства Здравоохранения УР подведены итоги работы за 2009 год.
04.03.2010 На Коллегии Министерства Здравоохранения  УР подведены итоги работы за 2009 год.

С докладом об итогах работы системы обязательного медицинского страхования в 2009 году выступил исполнительный директор УТФОМС С.Г. Шадрин.

В рамках действующей в 2009г. системы обязательного медицинского страхования продолжалась работа по улучшению уровня обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью и совершенствования механизма защиты прав застрахованных граждан.

В 2009 году в системе ОМС на территории Удмуртской Республики взаимодействовали: Удмуртский территориальный фонд ОМС, Страхователи, 8 страховых медицинских организаций (СМО), (из них на 1 января 2010 года функцию страховщика выполняют 7 СМО,) 91 медицинское учреждение и граждане, застрахованные по ОМС.

На 31.12.2009г. состояло на учете 87 002 страхователя работающего населения (организации и индивидуальные предприниматели). Страхователем неработающего населения является Правительство Удмуртской Республики в лице МЗ УР. 

Реализацию ТП ОМС осуществляли 91 медицинское учреждение различной формы собственности.

В структуре страхового поля в УР 96 % занимают 4 страховщика: филиал ООО «РГС-Медицина» - «РГС-Удмуртия-Медицина», филиал «МРСК-Мед» в г.Ижевске ЗАО «СК «АСК-Мед», Ижевский филиал ООО «СК «Ингосстрах-М», Удмуртский филиал ОАО «СОГАЗ-Мед». 

В 2009 г. в связи с отзывом лицензии расторгнут договор с ООО «Центр медицинского страхования». В настоящее время в связи с отзывом лицензии решается вопрос о расторжении договора с ОАО «Ижевская медицинская страховая компания».  

Численность граждан, застрахованных по ОМС по состоянию на 01.01.2010г. составляет 1 487 558 человек, в том числе 43% работающих и 57% неработающих.

Одним из основных показателей, характеризующих деятельность системы ОМС, является динамика поступления финансовых средств.

Доходы системы обязательного медицинского страхования в 2009 году, составили 7057,3 млн. рублей, что на 19% больше доходов системы ОМС за 2008 год. Рост обеспечен за счет увеличения дотаций из Федерального фонда ОМС на выполнение Территориальной программы ОМС и поступления средств на частичную компенсацию сокращения налоговых поступлений в Фонд. 

В целом поступления из Федерального фонда ОМС (без учета средств по ПНП «Здоровье») возросли в 3,5 раза- с 614,8 млн. руб. в 2008 году до 2161,6 млн.руб. в 2009 году. По другим источникам финансирования наблюдается отрицательная динамика: сокращение на 207 млн. руб. по сравнению с первоначальным планом поступления налогов и не поступление 471,2 млн. руб. страховых взносов на ОМС неработающего населения, т.к. не исполнены Соглашения по выполнению Территориальной программы ОМС администрациями г. Ижевска, г. Глазова и г. Воткинска.

Подушевой норматив в расчете на 1 работающего гражданина в 2009 году составил 1891 рубль против 2001рубля в 2008 году, уменьшение на 5%. Минимальный размер налоговых платежей на одного работающего 379 рублей наблюдается в Глазовском районе, максимальный – в Камбарском районе-2559 рублей. 

Также уменьшились страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в расчете на 1 неработающего жителя УР с 3992 рублей в 2008г. до 3907 рублей в 2009г.( на 2%).

Расходы Фонда составили 7001,6 млн. рублей, что на 14% выше расходов 2008 года (6163,4 млн. руб. ). 

В структуре расходов Фонда затраты на оплату выполненных объемов медицинской помощи составили - 92,1%; на финансирование целевых программ – 2,6%; на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» - 4,1%, затраты на содержание Фонда составили 1,2% расходов.

Рассмотрим каждое направление расходования средств.

Оплата выполненных объемов медицинской помощи. Медицинская помощь застрахованным оказывалась в рамках Территориальной программы ОМС, утвержденной в составе Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории УР, утвержденной Постановлением Правительства УР от 16.02.2009 ? 31.

В поликлиниках оплачено 12 121 601 посещение, в т.ч. в республиканских ЛПУ – 7% от общего количества посещений, в городских больницах – 65%, в центральных районных больницах, участковых больницах и амбулаториях – 28%. Кроме того, из средств ОМС оплачено за 65053 операции, выполненные в амбулаторных условиях.

Стационарная помощь оплачена за 322 559 больных, при этом, в республиканских ЛПУ пролечено 23% от общего количества больных, в городских больницах – 51%, в центральных районных, и участковых больницах – 26%.

В дневных стационарах и стационарах дневного пребывания оплачено лечение 54 612 больных: в республиканских ЛПУ – 18% от общего количества больных, в городских больницах – 49%, в центральных районных, участковых больницах и амбулаториях – 33%.

Фактическое выполнение Территориальной программы ОМС по амбулаторно-поликлинической помощи ежегодно не достигает запланированных значений и составило за 2009 год 94%, что на 2% выше уровня 2008 г. По стационарной помощи норматив ежегодно перевыполняется, в 2009 году процент выполнения плана составил 101% . По стационарозамещающей помощи впервые достигнуто 100%-ное выполнение планового показателя.

В целом, имеет место позитивная динамика показателей. В расчете на 1 жителя в год выполнено койко-дней по стационару в 2008 – 2,636, в 2009г. – 2,622. Количество пациенто-дней по стационарозамещающей помощи на 1 жителя в год возросло на 4 % с 0,462 в 2008 году до 0,479 в 2009 году, при этом следует подчеркнуть, что объемный показатель по стационарозамещающей помощи соответствует нормативу Российской Федерации. Однако рост объемных показателей по амбулаторно-поликлинической помощи идет недостаточно быстрыми темпами. В расчете на 1 жителя в 2008 году выполнено 7,778 посещений, в 2009 году – 7,908 посещений при плане 8,458 посещений. 

Не выполнен план посещений лечебными учреждениями всех городов республики: г. Глазов - 99%, г. Ижевск - 96%, г. Сарапул - 94%., г. Воткинск- 93%, самый низкий показатель по г. Можге - 91%.  

Анализ финансовых показателей выполнения Территориальной программы ОМС за 2009 год представлен на следующем слайде. Стоимость одного посещения возросла на 13% со 142,19 руб. в 2008 году до 160,45 руб. в 2009 году. На 37% возросла средняя стоимость одного койко-дня в стационаре с 731,31 руб. в 2008 году до 999,01 руб. в 2009г. Средняя стоимость одного пациенто-дня в дневном стационаре возросла с 313,32 руб. в 2008г. до 356,90 руб. в 2009г., т.е. увеличилась на 14%.

Фактический объем финансирования Территориальной программы ОМС составил 6222,39 млн.руб. (98% от плана), что на 137,74 млн.руб. ниже запланированного уровня. Вместе с тем объем финансирования в 2009 году увеличился по сравнению с объемом финансирования за 2008 год на 1334,53 млн. руб. или 13 %.

Подушевой норматив финансирования Территориальной программы ОМС в 2009г. составил 4060 рублей на 1 жителя в год, что соответствует нормативу РФ на 2009г. (4059,6 руб.) и на 28% выше подушевого норматива по УР в 2008г (3178 руб.).  

Финансирование целевых программ. 

Реализация задач, поставленных перед здравоохранением в области повышения качества медицинской помощи, приоритетных направлений охраны здоровья населения предусматривает проведение мероприятий по реализации Республиканских целевых программ, в т.ч. программ, финансируемых за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

По бюджету Фонда на финансирование 3 Целевых программ в 2009 году направлено 182,0 млн. рублей. 

1. « Дети Удмуртии» на 2009-2012 годы. Подпрограмма «Ребенок и здоровье»- 27 млн. руб.

2. « Онкология» на 2007 -2009 год – 14 млн. руб.

3. Демографического развития Удмуртской Республики на 2009- 2010 годы – 141 млн. руб.

СЛАЙД 16

Важную роль в снижении младенческой смертности играет целенаправленное улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства, применение современных технологий выхаживания новорожденных и недоношенных детей.

Благодаря совместной работе УТФОМС и МЗ УР было приобретено соответствующее оборудование, запасные части и расходные материалы к ним на сумму 27 млн. руб. В период поставки оборудования проводилось обучение специалистов современным методикам и дальнейшее научно-методическое сопровождение. Наличие современного оборудования и доступность методик позволит быть готовыми к переходу на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ (выхаживание недоношенных детей от 500 г).

Проблема высокой социальной значимости – злокачественные новообразования. Мировой опыт борьбы против рака показал, что основная цель противораковых мероприятий – снижение смертности от рака - может быть достигнута за счет улучшения ранней диагностики и совершенствования эффективности лечения. В связи с этим в 2006 году была принята очередная РЦП «Онкология» на 2007-2009 г.г., где был определен ряд задач, в том числе:

- реализация мероприятий по первичной и вторичной профилактике злокачественных новообразований;

- адекватное обеспечение противоопухолевыми препаратами для лечения онкологических больных, больных гемобластозами, в т.ч. детей. 

На эти цели по средствам УТФОМС направлено 14 млн. рублей.

В 2009 году Постановлением Правительства УР утверждена Республиканская целевая программа демографического развития УР на 2009-2010 гг. Одной из задач программы определено – увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, улучшение здоровья, снижение уровня смертности населения УР. С этой целью в 2009 году из средств ОМС в объеме 141 млн. руб. осуществлялось финансирование приобретения оборудования для ЛПУ УР, работающих в системе ОМС. 

Реализация Программы позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. 

Всего по Республиканским целевым программам УР приобретено 200 единиц оборудования для 88 лечебно-профилактических учреждений УР. В 2007 г. было завершено одно из направлений ПНП «Здоровье» - оснащение медицинским оборудованием ЛПУ. Всего в том году было поставлено 299 единиц в 107 ЛПУ УР за счет средств федерального бюджета. Учитывая количество поставленного оборудования в ЛПУ УР по Республиканским целевым программам можно сказать о продолжении этого направления ПНП в Удмуртской Республике. Применение высокоэффективного, современного оборудования дает возможность ЛПУ УР оказывать качественную медицинскую помощь, что в конечном итоге приведет к увеличению продолжительности жизни населения. На представленных фотографиях показана небольшая часть оборудования, приобретенного на средства ОМС по РЦП в 2009 году.  

Реализация ПНП «Здоровье»

Четвертый год (с 2006 г.) продолжалась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». В 2009 году с финансированием из средств ОМС были реализованы 3 направления национального проекта «Здоровье»:

• финансирование дополнительной медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами и работающими с ними медицинскими сестрами (Постановление Правительства РФ ? 1087);

• дополнительная диспансеризация работающих граждан (Постановление Правительства РФ ? 921);

• диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Постановление Правительства РФ ?945).

По всем трем направлениям Фондом в ЛПУ за 2009 год перечислено 290,1 млн. руб., лечебными учреждениями израсходовано 282,8 млн.руб.(97%), в т.ч. на заработную плату с начислениями – 272,6 млн. руб. или 96% , на расходные материалы – 7,2 млн. руб. (3%), прочие услуги по договорам –3 млн. руб. (1%).

За четыре года (с 2006 г.) численность медицинских работников первичного звена увеличилась на 371 (с 1680 на 01.01.2006г. до 2051 человека на 01.12.2010г.).

В 2009 году в ходе диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осмотрено 4021 человек, это 102% от годового плана, в том числе в возрасте от 0 до 4 лет включительно 418 человек, от 5 до 17 лет включительно – 3603 человек. 

В ходе дополнительной диспансеризации работающих осмотрено 34 046 работающих граждан - это 101% от плана на 2009 год. 

Распределение по группам здоровья по результатам проведенной в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан следующее: I группа (практически здоровые) – 13%; II группа (имеется риск развития заболевания) – 14%; III группа (нуждается в дополнительном обследовании) – 69%; IV группа (нуждается в стационарном лечении) – 3%; V группа (нуждается в высокотехнологичной помощи) – менее 1%. В структуре групп здоровья на 3 % увеличилась доля осмотренных с I группой и соответственно на 3 % снизилась доля лиц с III группой здоровья по сравнению с 2008 годом. По другим группам здоровья изменений не произошло.

По результатам проведенной в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан установлено что одно или несколько заболеваний имеют 29 441 человек (86%).

Первое место занимают болезни системы кровообращения - 15 648 случаев или у 46% осмотренных граждан, на 2 месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 10930 случаев или у 32% осмотренных, на 3 месте - болезни мочеполовой системы - 8 928 случаев или у 25% осмотренных. 

Выявлены больные с социально-значимыми заболеваниями, в т.ч.: туберкулезом- 3 чел., злокачественными новообразованиями – 80 чел., сахарным диабетом – 230 чел, гепатитом В и С – 54 чел. 

В отчетном году проверены все ЛПУ, участвующие в проведении диспансеризации в рамках ПНП «Здоровье». Незаконченных случаев диспансеризации не выявлено.

В целях защиты прав застрахованных продолжена экспертиза качества медицинской помощи; рассмотрены обращения граждан; проведено анкетирование среди пациентов. По результатам анкетирования с участием 15953 респондентов, проведенного специалистами Фонда и СМО, удовлетворенность пациентов результатами оказания медицинской помощи в УР за 2009 год (план по территориальной программе госгарантий на 2009 год-75%) составила: 79%, в том числе: 85 % - по стационарной помощи, 79 % - по стационарозамещающей и 75 % - по амбулаторно-поликлинической помощи. Низкие показатели удовлетворенности по амбулаторно-поликлинической помощи выявлены в Шарканской ЦРБ (63%), Ярской ЦРБ (60%), ГКБ ?1 г.Ижевска(62%).

За 2009 год в Фонд и СМО поступило 27 289 обращений, что в 1,3 раза меньше, чем в 2008 г. – 34 550 обращений, что связано с перестрахованием неработающего населения в 2008 году. 

В 2009 году проведена большая разноплановая работа по повышению правовой грамотности застрахованных граждан. Специалисты СМО и фонда проводили консультирование по телефонам «горячей» линии и в ЛПУ. Информация о правах граждан размещалась в ЛПУ, в салонах городского транспорта, на светодиодных экранах г. Ижевска и в СМИ. Всё это позволило снизить в 1,4 раза количество жалоб в СМО и фонд с 294 в 2008 году до 213 в 2009 году.  

Количество обоснованных жалоб снизилось в 1,2 раза со 192 в 2008 году до 153 в 2009 году. Их доля от общего количества обращений составила 0,6 %.

Среди обоснованных жалоб на первое место вышли жалобы по поводу отказа в оказании медицинской помощи по Территориальной программе ОМС- 30,7%. Их количество уменьшилось в 1,5 раза с 72 в 2008г. до 47 в 2009 году. Второе-третье места занимают жалобы по поводу организации работы ЛПУ и на взимание денежных средств за медицинскую помощь по Территориальной программе ОМС, имеющие одинаковое значение -20,3%.. Количество жалоб по поводу организации работы ЛПУ уменьшилось в 1,1 раза с 35 в 2008 году до 31 в 2009 году. Количество жалоб на взимание денежных средств за медицинскую помощь увеличилось в 1,2 раза с 25 в 2008 году до 31 в 2009 г. 

Практически все обращения рассмотрены в досудебном порядке, из них с материальным возмещением -16. Сумма возврата необоснованно полученных с пациентов средств составила 67,7 тыс. рублей. В судебном порядке рассмотрено 4 иска пациентов, удовлетворено – 3. При этом сумма возмещения по 2 удовлетворенным искам составила 99 тыс. руб., в т.ч. материальное возмещение в сумме 9 тыс. руб. и возмещение морального вреда в сумме 90 тыс. руб.  

За 2009 год проведено 157,5 тыс. медико-экономических экспертиз, из них с выявленными нарушениями 18,7 тыс. экспертиз или 12%. По результатам медико-экономических экспертиз при оплате медицинской помощи удержано 4,2 млн. руб..

Было проведено 26, 0 тыс. экспертиз качества медицинской помощи. При каждой третьей экспертизе выявлены 9,1 тыс. нарушений. За выявленные в ЛПУ нарушения Фондом и СМО удержано финансовых средств в сумме 3,2 млн. руб..

Общая сумма удержаний по результатам контроля объемов и качества медицинской помощи составила 7,4 млн. руб., из них СМО удержано 7,3 млн. руб. (98%), фондом 146 тыс. рублей (2%).

Результаты медицинской помощи во многом определяются доступностью качественной и эффективной лекарственной терапии.  

Лекарственное обеспечение в ЛПУ УР осуществлялось путем закупок лекарственных средств лечебными учреждениями из средств, полученных за оказанную медицинскую помощь по Территориальной программе ОМС, по прайс-листам фармацевтических организаций и по результатам котировок цен, а также путем поставок по централизованным закупам в соответствии с республиканскими целевыми программами.

За 2009г. расходы ЛПУ УР на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения из средств ОМС составили 1184,8 млн. руб. это 20 % в структуре затрат . 

По Республиканским целевым программам закуплено лекарственных средств на общую сумму 19,92 млн.руб., в том числе:

- онкологических препаратов на сумму 14,0 млн.руб.;

- сурфактантов на сумму 1,98 млн.руб.;

- тест-систем для диагностики врожденных заболеваний на сумму 3,94 млн.руб.

Специалистами фонда в 2009 году проведены проверки организации лекарственного обеспечения в 21 ЛПУ. Основные нарушения, выявленные в ходе проверок ЛПУ: 

- нерациональное использование средств ОМС на закупки медикаментов, не входящих в Территориальную программу госгарантий и не обоснованных решением врачебной комиссии ЛПУ в 14 ЛПУ;  

- не соблюдение требований в части нормативных запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 17 ЛПУ;

- нарушения условий хранения медикаментов в 18 ЛПУ,

  - использование реактивов с просроченным сроком действия в 6 ЛПУ;

 - нецелевое использование средств в 16 ЛПУ на сумму 180,2 тыс. руб.

В 2009 году Фондом в 26 ЛПУ проведены комплексные проверки организации бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы, целевого и рационального использования средств ОМС.  

Проведены тематические проверки: 

- в МУ «Централизованная бухгалтерия при Управлении здравоохранения г. Ижевска» (обслуживающей 13 лечебных учреждений) по целевому использованию средств ОМС;

- в Дебесской, Завьяловской, Шарканской ЦРБ и Гор.больницы ? 1 г.Воткинска по расходованию средств ОМС на выплату заработной платы. 

В 25 из проверенных ЛПУ выявлено нецелевое использование средств ОМС на общую сумму 2 720,9 тыс. руб., из них восстановлено 1 673,2 тыс.руб. (61,4%), в том числе в 12 ЛПУ средства восстановлены в полном объеме, остальные лечебные учреждения (кроме Шарканской ЦРБ) восстанавливают средства в соответствии с представленными графиками. Кроме того по итогам проверок за предыдущие периоды восстановлено 1 561,8 тыс.руб. Таким образом, общая сумма средств ОМС, восстановленная в 2009г. составила 3 235,0 тыс.руб..

На 01.01.2010 г. числится задолженность по нецелевому использованию средств ОМС на сумму 3 543,6 тыс.руб.  

В основном средства ОМС, израсходованные нецелевым образом, использованы на оплату мед.оборудования, приборов, зап.частей и др. (1286,3 тыс.руб.), оплату медикаментов для отделения «Скорой помощи» (338,0тыс.руб.), оплату труда бюджетников (635,3 тыс.руб.), оплату спец.питания и питание бюджетных пациентов (225,6 тыс.руб.) и другие цели. 

В процессе проверок выявлено необоснованно выплаченных средств ОМС на сумму 6976,96 руб., в основном это медицинские услуги, которые не подтверждены первичной медицинской документацией. Фонд направил в соответствующие страховые компании письма об удержании этих средств.


Таким образом, при реализации территориальной программы ОМС в 2009 году удалось достичь положительной динамики по следующим направлениям:

- увеличение финансирования из средств ОМС на 1 жителя УР и на одну единицу медицинской услуги (на посещение, койко-день, пациенто-день);

- улучшение показателей по амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи;

- снижение объемов по стационарной помощи;

- увеличение показателя удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в УР;

- снижение количества жалоб на ЛПУ;

- улучшение материально-технической базы большинства лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС. 

Задачи в системе ОМС на 2009 год:

1. Обеспечение стабильного финансирования из средств ОМС:

- Территориальной программы ОМС

- приоритетного национального проекта «Здоровье»

- целевых программ

2. Контроль целевого использования средств ОМС, в том числе полученных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

3. Совершенствование системы ОМС:

- обеспечение информированности населения о правах в области 

охраны здоровья;

- конкурсный отбор СМО для ОМС неработающего населения УР;

- улучшение работы ЛПУ, СМО и УТФОМС по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС на территории УР;

 - социологический опрос по изучению удовлетворенности населения качеством медицинской помощи и соблюдения сроков ожидания плановой медицинской помощи во всех ЛПУ;

 - мониторинг доступности медицинской помощи для населения на основе выполнения объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС;

 - мониторинг лекарственного обеспечения стационарной медицинской помощи;

 - внедрение Государственной информационной системы обязательного медицинского страхования.





 

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС
 
Новости с сайта
Федерального фонда ОМС
 
Новости здравоохранения Удмуртской Республики