04.03.2010 На Коллегии Министерства Здравоохранения УР подведены итоги работы за 2009 год.
С докладом об итогах работы системы обязательного медицинского страхования в 2009 году выступил исполнительный директор УТФОМС С.Г. Шадрин.
В рамках действующей в 2009г. системы обязательного медицинского страхования продолжалась работа по улучшению уровня обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью и совершенствования механизма защиты прав застрахованных граждан.
В 2009 году в системе ОМС на территории Удмуртской Республики взаимодействовали: Удмуртский территориальный фонд ОМС, Страхователи, 8 страховых медицинских организаций (СМО), (из них на 1 января 2010 года функцию страховщика выполняют 7 СМО,) 91 медицинское учреждение и граждане, застрахованные по ОМС.
На 31.12.2009г. состояло на учете 87 002 страхователя работающего населения (организации и индивидуальные предприниматели). Страхователем неработающего населения является Правительство Удмуртской Республики в лице МЗ УР.
Реализацию ТП ОМС осуществляли 91 медицинское учреждение различной формы собственности.
В структуре страхового поля в УР 96 % занимают 4 страховщика: филиал ООО «РГС-Медицина» - «РГС-Удмуртия-Медицина», филиал «МРСК-Мед» в г.Ижевске ЗАО «СК «АСК-Мед», Ижевский филиал ООО «СК «Ингосстрах-М», Удмуртский филиал ОАО «СОГАЗ-Мед».
В 2009 г. в связи с отзывом лицензии расторгнут договор с ООО «Центр медицинского страхования». В настоящее время в связи с отзывом лицензии решается вопрос о расторжении договора с ОАО «Ижевская медицинская страховая компания».
Численность граждан, застрахованных по ОМС по состоянию на 01.01.2010г. составляет 1 487 558 человек, в том числе 43% работающих и 57% неработающих.
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность системы ОМС, является динамика поступления финансовых средств.
Доходы системы обязательного медицинского страхования в 2009 году, составили 7057,3 млн. рублей, что на 19% больше доходов системы ОМС за 2008 год. Рост обеспечен за счет увеличения дотаций из Федерального фонда ОМС на выполнение Территориальной программы ОМС и поступления средств на частичную компенсацию сокращения налоговых поступлений в Фонд.
В целом поступления из Федерального фонда ОМС (без учета средств по ПНП «Здоровье») возросли в 3,5 раза- с 614,8 млн. руб. в 2008 году до 2161,6 млн.руб. в 2009 году. По другим источникам финансирования наблюдается отрицательная динамика: сокращение на 207 млн. руб. по сравнению с первоначальным планом поступления налогов и не поступление 471,2 млн. руб. страховых взносов на ОМС неработающего населения, т.к. не исполнены Соглашения по выполнению Территориальной программы ОМС администрациями г. Ижевска, г. Глазова и г. Воткинска.
Подушевой норматив в расчете на 1 работающего гражданина в 2009 году составил 1891 рубль против 2001рубля в 2008 году, уменьшение на 5%. Минимальный размер налоговых платежей на одного работающего 379 рублей наблюдается в Глазовском районе, максимальный – в Камбарском районе-2559 рублей.
Также уменьшились страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в расчете на 1 неработающего жителя УР с 3992 рублей в 2008г. до 3907 рублей в 2009г.( на 2%).
Расходы Фонда составили 7001,6 млн. рублей, что на 14% выше расходов 2008 года (6163,4 млн. руб. ).
В структуре расходов Фонда затраты на оплату выполненных объемов медицинской помощи составили - 92,1%; на финансирование целевых программ – 2,6%; на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» - 4,1%, затраты на содержание Фонда составили 1,2% расходов.
Рассмотрим каждое направление расходования средств.
Оплата выполненных объемов медицинской помощи. Медицинская помощь застрахованным оказывалась в рамках Территориальной программы ОМС, утвержденной в составе Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории УР, утвержденной Постановлением Правительства УР от 16.02.2009 ? 31.
В поликлиниках оплачено 12 121 601 посещение, в т.ч. в республиканских ЛПУ – 7% от общего количества посещений, в городских больницах – 65%, в центральных районных больницах, участковых больницах и амбулаториях – 28%. Кроме того, из средств ОМС оплачено за 65053 операции, выполненные в амбулаторных условиях.
Стационарная помощь оплачена за 322 559 больных, при этом, в республиканских ЛПУ пролечено 23% от общего количества больных, в городских больницах – 51%, в центральных районных, и участковых больницах – 26%.
В дневных стационарах и стационарах дневного пребывания оплачено лечение 54 612 больных: в республиканских ЛПУ – 18% от общего количества больных, в городских больницах – 49%, в центральных районных, участковых больницах и амбулаториях – 33%.
Фактическое выполнение Территориальной программы ОМС по амбулаторно-поликлинической помощи ежегодно не достигает запланированных значений и составило за 2009 год 94%, что на 2% выше уровня 2008 г. По стационарной помощи норматив ежегодно перевыполняется, в 2009 году процент выполнения плана составил 101% . По стационарозамещающей помощи впервые достигнуто 100%-ное выполнение планового показателя.
В целом, имеет место позитивная динамика показателей. В расчете на 1 жителя в год выполнено койко-дней по стационару в 2008 – 2,636, в 2009г. – 2,622. Количество пациенто-дней по стационарозамещающей помощи на 1 жителя в год возросло на 4 % с 0,462 в 2008 году до 0,479 в 2009 году, при этом следует подчеркнуть, что объемный показатель по стационарозамещающей помощи соответствует нормативу Российской Федерации. Однако рост объемных показателей по амбулаторно-поликлинической помощи идет недостаточно быстрыми темпами. В расчете на 1 жителя в 2008 году выполнено 7,778 посещений, в 2009 году – 7,908 посещений при плане 8,458 посещений.
Не выполнен план посещений лечебными учреждениями всех городов республики: г. Глазов - 99%, г. Ижевск - 96%, г. Сарапул - 94%., г. Воткинск- 93%, самый низкий показатель по г. Можге - 91%.
Анализ финансовых показателей выполнения Территориальной программы ОМС за 2009 год представлен на следующем слайде. Стоимость одного посещения возросла на 13% со 142,19 руб. в 2008 году до 160,45 руб. в 2009 году. На 37% возросла средняя стоимость одного койко-дня в стационаре с 731,31 руб. в 2008 году до 999,01 руб. в 2009г. Средняя стоимость одного пациенто-дня в дневном стационаре возросла с 313,32 руб. в 2008г. до 356,90 руб. в 2009г., т.е. увеличилась на 14%.
Фактический объем финансирования Территориальной программы ОМС составил 6222,39 млн.руб. (98% от плана), что на 137,74 млн.руб. ниже запланированного уровня. Вместе с тем объем финансирования в 2009 году увеличился по сравнению с объемом финансирования за 2008 год на 1334,53 млн. руб. или 13 %.
Подушевой норматив финансирования Территориальной программы ОМС в 2009г. составил 4060 рублей на 1 жителя в год, что соответствует нормативу РФ на 2009г. (4059,6 руб.) и на 28% выше подушевого норматива по УР в 2008г (3178 руб.).
Финансирование целевых программ.
Реализация задач, поставленных перед здравоохранением в области повышения качества медицинской помощи, приоритетных направлений охраны здоровья населения предусматривает проведение мероприятий по реализации Республиканских целевых программ, в т.ч. программ, финансируемых за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
По бюджету Фонда на финансирование 3 Целевых программ в 2009 году направлено 182,0 млн. рублей.
1. « Дети Удмуртии» на 2009-2012 годы. Подпрограмма «Ребенок и здоровье»- 27 млн. руб.
2. « Онкология» на 2007 -2009 год – 14 млн. руб.
3. Демографического развития Удмуртской Республики на 2009- 2010 годы – 141 млн. руб.
СЛАЙД 16
Важную роль в снижении младенческой смертности играет целенаправленное улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства, применение современных технологий выхаживания новорожденных и недоношенных детей.
Благодаря совместной работе УТФОМС и МЗ УР было приобретено соответствующее оборудование, запасные части и расходные материалы к ним на сумму 27 млн. руб. В период поставки оборудования проводилось обучение специалистов современным методикам и дальнейшее научно-методическое сопровождение. Наличие современного оборудования и доступность методик позволит быть готовыми к переходу на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ (выхаживание недоношенных детей от 500 г).
Проблема высокой социальной значимости – злокачественные новообразования. Мировой опыт борьбы против рака показал, что основная цель противораковых мероприятий – снижение смертности от рака - может быть достигнута за счет улучшения ранней диагностики и совершенствования эффективности лечения. В связи с этим в 2006 году была принята очередная РЦП «Онкология» на 2007-2009 г.г., где был определен ряд задач, в том числе:
- реализация мероприятий по первичной и вторичной профилактике злокачественных новообразований;
- адекватное обеспечение противоопухолевыми препаратами для лечения онкологических больных, больных гемобластозами, в т.ч. детей.
На эти цели по средствам УТФОМС направлено 14 млн. рублей.
В 2009 году Постановлением Правительства УР утверждена Республиканская целевая программа демографического развития УР на 2009-2010 гг. Одной из задач программы определено – увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, улучшение здоровья, снижение уровня смертности населения УР. С этой целью в 2009 году из средств ОМС в объеме 141 млн. руб. осуществлялось финансирование приобретения оборудования для ЛПУ УР, работающих в системе ОМС.
Реализация Программы позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Всего по Республиканским целевым программам УР приобретено 200 единиц оборудования для 88 лечебно-профилактических учреждений УР. В 2007 г. было завершено одно из направлений ПНП «Здоровье» - оснащение медицинским оборудованием ЛПУ. Всего в том году было поставлено 299 единиц в 107 ЛПУ УР за счет средств федерального бюджета. Учитывая количество поставленного оборудования в ЛПУ УР по Республиканским целевым программам можно сказать о продолжении этого направления ПНП в Удмуртской Республике. Применение высокоэффективного, современного оборудования дает возможность ЛПУ УР оказывать качественную медицинскую помощь, что в конечном итоге приведет к увеличению продолжительности жизни населения. На представленных фотографиях показана небольшая часть оборудования, приобретенного на средства ОМС по РЦП в 2009 году.
Реализация ПНП «Здоровье»
Четвертый год (с 2006 г.) продолжалась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». В 2009 году с финансированием из средств ОМС были реализованы 3 направления национального проекта «Здоровье»:
• финансирование дополнительной медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами и работающими с ними медицинскими сестрами (Постановление Правительства РФ ? 1087);
• дополнительная диспансеризация работающих граждан (Постановление Правительства РФ ? 921);
• диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Постановление Правительства РФ ?945).
По всем трем направлениям Фондом в ЛПУ за 2009 год перечислено 290,1 млн. руб., лечебными учреждениями израсходовано 282,8 млн.руб.(97%), в т.ч. на заработную плату с начислениями – 272,6 млн. руб. или 96% , на расходные материалы – 7,2 млн. руб. (3%), прочие услуги по договорам –3 млн. руб. (1%).
За четыре года (с 2006 г.) численность медицинских работников первичного звена увеличилась на 371 (с 1680 на 01.01.2006г. до 2051 человека на 01.12.2010г.).
В 2009 году в ходе диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осмотрено 4021 человек, это 102% от годового плана, в том числе в возрасте от 0 до 4 лет включительно 418 человек, от 5 до 17 лет включительно – 3603 человек.
В ходе дополнительной диспансеризации работающих осмотрено 34 046 работающих граждан - это 101% от плана на 2009 год.
Распределение по группам здоровья по результатам проведенной в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан следующее: I группа (практически здоровые) – 13%; II группа (имеется риск развития заболевания) – 14%; III группа (нуждается в дополнительном обследовании) – 69%; IV группа (нуждается в стационарном лечении) – 3%; V группа (нуждается в высокотехнологичной помощи) – менее 1%. В структуре групп здоровья на 3 % увеличилась доля осмотренных с I группой и соответственно на 3 % снизилась доля лиц с III группой здоровья по сравнению с 2008 годом. По другим группам здоровья изменений не произошло.
По результатам проведенной в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан установлено что одно или несколько заболеваний имеют 29 441 человек (86%).
Первое место занимают болезни системы кровообращения - 15 648 случаев или у 46% осмотренных граждан, на 2 месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 10930 случаев или у 32% осмотренных, на 3 месте - болезни мочеполовой системы - 8 928 случаев или у 25% осмотренных.
Выявлены больные с социально-значимыми заболеваниями, в т.ч.: туберкулезом- 3 чел., злокачественными новообразованиями – 80 чел., сахарным диабетом – 230 чел, гепатитом В и С – 54 чел.
В отчетном году проверены все ЛПУ, участвующие в проведении диспансеризации в рамках ПНП «Здоровье». Незаконченных случаев диспансеризации не выявлено.
В целях защиты прав застрахованных продолжена экспертиза качества медицинской помощи; рассмотрены обращения граждан; проведено анкетирование среди пациентов. По результатам анкетирования с участием 15953 респондентов, проведенного специалистами Фонда и СМО, удовлетворенность пациентов результатами оказания медицинской помощи в УР за 2009 год (план по территориальной программе госгарантий на 2009 год-75%) составила: 79%, в том числе: 85 % - по стационарной помощи, 79 % - по стационарозамещающей и 75 % - по амбулаторно-поликлинической помощи. Низкие показатели удовлетворенности по амбулаторно-поликлинической помощи выявлены в Шарканской ЦРБ (63%), Ярской ЦРБ (60%), ГКБ ?1 г.Ижевска(62%).
За 2009 год в Фонд и СМО поступило 27 289 обращений, что в 1,3 раза меньше, чем в 2008 г. – 34 550 обращений, что связано с перестрахованием неработающего населения в 2008 году.
В 2009 году проведена большая разноплановая работа по повышению правовой грамотности застрахованных граждан. Специалисты СМО и фонда проводили консультирование по телефонам «горячей» линии и в ЛПУ. Информация о правах граждан размещалась в ЛПУ, в салонах городского транспорта, на светодиодных экранах г. Ижевска и в СМИ. Всё это позволило снизить в 1,4 раза количество жалоб в СМО и фонд с 294 в 2008 году до 213 в 2009 году.
Количество обоснованных жалоб снизилось в 1,2 раза со 192 в 2008 году до 153 в 2009 году. Их доля от общего количества обращений составила 0,6 %.
Среди обоснованных жалоб на первое место вышли жалобы по поводу отказа в оказании медицинской помощи по Территориальной программе ОМС- 30,7%. Их количество уменьшилось в 1,5 раза с 72 в 2008г. до 47 в 2009 году. Второе-третье места занимают жалобы по поводу организации работы ЛПУ и на взимание денежных средств за медицинскую помощь по Территориальной программе ОМС, имеющие одинаковое значение -20,3%.. Количество жалоб по поводу организации работы ЛПУ уменьшилось в 1,1 раза с 35 в 2008 году до 31 в 2009 году. Количество жалоб на взимание денежных средств за медицинскую помощь увеличилось в 1,2 раза с 25 в 2008 году до 31 в 2009 г.
Практически все обращения рассмотрены в досудебном порядке, из них с материальным возмещением -16. Сумма возврата необоснованно полученных с пациентов средств составила 67,7 тыс. рублей. В судебном порядке рассмотрено 4 иска пациентов, удовлетворено – 3. При этом сумма возмещения по 2 удовлетворенным искам составила 99 тыс. руб., в т.ч. материальное возмещение в сумме 9 тыс. руб. и возмещение морального вреда в сумме 90 тыс. руб.
За 2009 год проведено 157,5 тыс. медико-экономических экспертиз, из них с выявленными нарушениями 18,7 тыс. экспертиз или 12%. По результатам медико-экономических экспертиз при оплате медицинской помощи удержано 4,2 млн. руб..
Было проведено 26, 0 тыс. экспертиз качества медицинской помощи. При каждой третьей экспертизе выявлены 9,1 тыс. нарушений. За выявленные в ЛПУ нарушения Фондом и СМО удержано финансовых средств в сумме 3,2 млн. руб..
Общая сумма удержаний по результатам контроля объемов и качества медицинской помощи составила 7,4 млн. руб., из них СМО удержано 7,3 млн. руб. (98%), фондом 146 тыс. рублей (2%).
Результаты медицинской помощи во многом определяются доступностью качественной и эффективной лекарственной терапии.
Лекарственное обеспечение в ЛПУ УР осуществлялось путем закупок лекарственных средств лечебными учреждениями из средств, полученных за оказанную медицинскую помощь по Территориальной программе ОМС, по прайс-листам фармацевтических организаций и по результатам котировок цен, а также путем поставок по централизованным закупам в соответствии с республиканскими целевыми программами.
За 2009г. расходы ЛПУ УР на закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения из средств ОМС составили 1184,8 млн. руб. это 20 % в структуре затрат .
По Республиканским целевым программам закуплено лекарственных средств на общую сумму 19,92 млн.руб., в том числе:
- онкологических препаратов на сумму 14,0 млн.руб.;
- сурфактантов на сумму 1,98 млн.руб.;
- тест-систем для диагностики врожденных заболеваний на сумму 3,94 млн.руб.
Специалистами фонда в 2009 году проведены проверки организации лекарственного обеспечения в 21 ЛПУ. Основные нарушения, выявленные в ходе проверок ЛПУ:
- нерациональное использование средств ОМС на закупки медикаментов, не входящих в Территориальную программу госгарантий и не обоснованных решением врачебной комиссии ЛПУ в 14 ЛПУ;
- не соблюдение требований в части нормативных запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 17 ЛПУ;
- нарушения условий хранения медикаментов в 18 ЛПУ,
- использование реактивов с просроченным сроком действия в 6 ЛПУ;
- нецелевое использование средств в 16 ЛПУ на сумму 180,2 тыс. руб.
В 2009 году Фондом в 26 ЛПУ проведены комплексные проверки организации бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы, целевого и рационального использования средств ОМС.
Проведены тематические проверки:
- в МУ «Централизованная бухгалтерия при Управлении здравоохранения г. Ижевска» (обслуживающей 13 лечебных учреждений) по целевому использованию средств ОМС;
- в Дебесской, Завьяловской, Шарканской ЦРБ и Гор.больницы ? 1 г.Воткинска по расходованию средств ОМС на выплату заработной платы.
В 25 из проверенных ЛПУ выявлено нецелевое использование средств ОМС на общую сумму 2 720,9 тыс. руб., из них восстановлено 1 673,2 тыс.руб. (61,4%), в том числе в 12 ЛПУ средства восстановлены в полном объеме, остальные лечебные учреждения (кроме Шарканской ЦРБ) восстанавливают средства в соответствии с представленными графиками. Кроме того по итогам проверок за предыдущие периоды восстановлено 1 561,8 тыс.руб. Таким образом, общая сумма средств ОМС, восстановленная в 2009г. составила 3 235,0 тыс.руб..
На 01.01.2010 г. числится задолженность по нецелевому использованию средств ОМС на сумму 3 543,6 тыс.руб.
В основном средства ОМС, израсходованные нецелевым образом, использованы на оплату мед.оборудования, приборов, зап.частей и др. (1286,3 тыс.руб.), оплату медикаментов для отделения «Скорой помощи» (338,0тыс.руб.), оплату труда бюджетников (635,3 тыс.руб.), оплату спец.питания и питание бюджетных пациентов (225,6 тыс.руб.) и другие цели.
В процессе проверок выявлено необоснованно выплаченных средств ОМС на сумму 6976,96 руб., в основном это медицинские услуги, которые не подтверждены первичной медицинской документацией. Фонд направил в соответствующие страховые компании письма об удержании этих средств.
Таким образом, при реализации территориальной программы ОМС в 2009 году удалось достичь положительной динамики по следующим направлениям:
- увеличение финансирования из средств ОМС на 1 жителя УР и на одну единицу медицинской услуги (на посещение, койко-день, пациенто-день);
- улучшение показателей по амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей помощи;
- снижение объемов по стационарной помощи;
- увеличение показателя удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в УР;
- снижение количества жалоб на ЛПУ;
- улучшение материально-технической базы большинства лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе ОМС.
Задачи в системе ОМС на 2009 год:
1. Обеспечение стабильного финансирования из средств ОМС:
- Территориальной программы ОМС
- приоритетного национального проекта «Здоровье»
- целевых программ
2. Контроль целевого использования средств ОМС, в том числе полученных в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».
3. Совершенствование системы ОМС:
- обеспечение информированности населения о правах в области
охраны здоровья;
- конкурсный отбор СМО для ОМС неработающего населения УР;
- улучшение работы ЛПУ, СМО и УТФОМС по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС на территории УР;
- социологический опрос по изучению удовлетворенности населения качеством медицинской помощи и соблюдения сроков ожидания плановой медицинской помощи во всех ЛПУ;
- мониторинг доступности медицинской помощи для населения на основе выполнения объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС;
- мониторинг лекарственного обеспечения стационарной медицинской помощи; - внедрение Государственной информационной системы обязательного медицинского страхования. |
Новости с сайта Федерального фонда ОМС |
|
Новости здравоохранения Удмуртской Республики | |